Способы нанесения декоративной штукатурки: делаем своими руками

Штукатурка декоративная: способы нанесения, и варианты сочетания с другими видами отделки

Штукатурка декоративная: способы нанесения, и варианты сочетания с другими видами отделки

О вкусах, конечно, не спорят, но людей, которым бы не нравились декоративно оштукатуренные стены или потолки, практически нет. В пользу этого вида покрытия говорит не только его эстетика и долговечность: оно является единственно возможным вариантом декорирования архитектурных элементов с мелкими деталями, которые другим способом не облицевать.

К тому же, различные способы нанесения штукатурки декоративной, прекрасно комбинируются с другими видами отделки, что даёт практически неисчерпаемые возможности для интерьерного дизайна. Думаем, что видео в этой статье: «Приспособления для нанесения декоративной штукатурки», поможет начинающим штукатурам создать оригинальное покрытие стен в своём жилище.

Декоративное оштукатуривание: особенности процесса

Тот факт, что пусть не все, но многие фактуры можно выполнить своими руками, в первую очередь и подогревает интерес владельцев квадратных метров к такому способу отделки и декора помещений. Но сначала уточним, чем отличается простая штукатурка от штукатурки декоративной? Основная задача штукатурки состоит в том, чтобы выровнять поверхность и подготовить её к последующей отделке.

  • В этом и заключается основное отличие простых и декоративных штукатурок: первые служат для выравнивания, а вторые – только для декора. То есть, даже самый простой вариант такого декора требует, чтобы поверхность была предварительно выровнена. Качественно выровнять стены с помощью декоративного состава невозможно, так как он наносится тончайшими слоями.

Обратите внимание! Для заделки таких дефектов, как стыки, трещины, и перепады отметок поверхности на базовом основании, нужен стартовый состав, который отличается от финишных шпаклёвок крупностью наполнителя. Поэтому неровные стены и потолки, перед декоративным оштукатуриванием выравнивают либо традиционным мокрым способом, либо обшивают гипсокартоном.

Под декоративное оштукатуривание поверхность требуется тщательно подготовить

Под декоративное оштукатуривание поверхность требуется тщательно подготовить

  • Для структурирования сырой штукатурки, нужен состав высокой пластичности и замедленным затвердеванием – именно такими свойствами и обладают все текстурные смеси. И вот что ещё очень важно: под декоративным покрытием на основе цемента, гипсовых стяжек быть не должно – то есть, выравнивание в таком случае, тоже нужно производить цементной шпаклёвкой!
  • По поводу гипсокартонной обшивки можно не переживать, так как за счёт своей толщины она достаточно прочна, чтобы выдержать цементную стяжку. Обойтись без предварительно выравнивания можно только в том случае, если существенных дефектов на основании нет. Мелкие недочёты можно и скрыть под накрывочными слоями декоративной штукатурки – особенно, если в ней есть крупнозернистый наполнитель.

Такой структурой отличаются, так называемые, тёплые штукатурки, в которые производители добавляют шарики пеностекла или гранулы перлита. В большинстве декоративных составов, наряду с мелким песком и вяжущим веществом, присутствует карбонатная известь.

В венецианских штукатурках её заменяет мраморная пудра. Микроцементные смеси содержат белый и цветной цемент тончайшего помола.

Фактуры, получаемые за счёт крупного наполнителя

Крупнозернистые наполнители могут присутствовать не только в тёплых штукатурках, которые одновременно являются и отделочным, и теплоизоляционным материалом. Есть они и в камешковых смесях, рассчитанных на создание эффекта «короед».

Главное их достоинство состоит в том, что единственное приспособление для нанесения декоративной штукатурки, которое требуется штукатуру в данном случае — это обычная тёрка с нержавеющим полотном.

Оштукатуривание наружных стен камешковой штукатуркой

Оштукатуривание наружных стен камешковой штукатуркой

  • При работе с камешковыми штукатурками, заколерованный раствор распределяют по поверхности на толщину, соответствующую фракции наполнителя, а затем, совершая простые движения инструментом по вертикали или горизонтали, получают примерно такой рисунок, который мы видим на фото. Перед нанесением штукатурок с лёгкими пористыми наполнителями, поверхность стен просто грунтуется пропиткой глубокого проникновения.
  • Если же в качестве наполнителя используется мраморная крошка, имеющая более значительный вес, то кроме пропитки, на основание накладывается ещё слой вязкого адгезионного грунта, а после нанесения камешкового состава, стяжка покрывается специальным лаком. Цена такой смеси зависит от породы камня, входящего в её состав.
Тёрка – главный инструмент в работе со штукатуркой «короед»

Тёрка – главный инструмент в работе со штукатуркой «короед»

  • Работать с камешковыми штукатурками несложно, а производители достаточно подробно излагают свои рекомендации по выполнению работ. Если же понадобится наглядная информация, то по запросу: «способы нанесения декоративной штукатурки видео», можно найти ролик, в котором будет показано, как работать с конкретным видом структурных смесей, и как добиться того или иного желаемого эффекта.

Декоративное покрытие «короед» (см. Штукатурка короед: технология нанесения), можно считать универсальным, так как оно отлично подходит и для фасадной отделки, и для интерьерного дизайна. Варианты с мраморной крошкой традиционно считаются фасадными.

Внутри дома их используют редко – разве что, на балконе. А вот в коридорах и вестибюлях общественных и административных зданий,  такая отделка стен смотрится вполне гармонично.

Эффект старины: маленькие секреты

Как уже было сказано, большинство текстурных штукатурок содержит в себе такое вещество, как известь. Наряду с белым цементом или гипсом, которые являются вяжущей основой декоративных смесей, данный компонент обеспечивает им высокую пластичность.

Они так же поддерживают белый цвет раствора, что значительно облегчает процесс колеровки. Составы нередко пигментируются на производстве, и поступают к потребителю в удобоукладываемой консистенции.

Это удобно для любителей, а мастера предпочитают использовать сухие смеси — они выпускаются в белом цвете, и их можно колеровать на своё усмотрение. Так гораздо больше возможностей для дизайна, и скажем прямо, они могут быть просто неограниченными. Тут ведь всё зависит от художественного вкуса, ощущения цвета, и профессиональных навыков человека, выполняющего данную работу.

Кракелюр в дизайне стен

Некоторые варианты штукатурок ориентированы на получение одной-единственной фактуры, которая получается благодаря специальным добавкам, ведённым производителем в их состав, или в специальной обработке накрывочного слоя. Но даже при этом есть масса возможностей сделать покрытие эксклюзивным.

  • Взять хотя бы эффект старины, который называется красивым французским словом «craquelure» (кракелюр). Его суть заключается в получении на поверхности паутинки трещин, которые затем могут быть живописно выделены. На первый взгляд выполнение подобного декора кажется сложным, но как ни странно, добиться такого результата довольно просто.
Растрескавшаяся штукатурка: модный тренд в интерьерном дизайне

Растрескавшаяся штукатурка: модный тренд в интерьерном дизайне

  • Во-первых, нужно купить штукатурный материал, ориентированный именно на получение эффекта старины. Как правило, это венецианские штукатурки, которые даже колеровать не надо. Весь секрет создания эффекта, заключается в тепловой обработке сырой штукатурки, которую после нанесения принудительно сушат бытовым или строительным феном.
  • При обычном оштукатуривании, подобные действия недопустимы, и считаются нарушением технологии, так как ускоренная потеря влаги стяжкой ведёт к её растрескиванию. Для создания эффекта «кракелюр», именно это свойство штукатурки и взято за основу.
Контрастное выделение трещин

Контрастное выделение трещин

  • Особо отметим, что поверхность под нанесение такой штукатурки, должна быть выровнена не только стартовой, но и финишной шпаклёвкой (см. Как выполняется финишная шпатлевка стен). Когда стяжка, ещё не утратившая пластичность, обработана феном, её необходимо оставить в покое для затвердевания. Время набора прочности слоя зависит от его толщины – его определяет инструкция производителя.
  • После высыхания поверхность обрабатывается полупрозрачным, заколерованным в нужный оттенок лессирующим составом. Делают это с помощью губки, уделяя особое внимание трещинам, а по поверхности лессировка хорошенько растушёвывается. Чтобы оттенить рисунок, сделать его более заметным, можно прорисовать трещины тонкой кисточкой.

Иногда мастера используют и такой приём: колеруют в контрастный цвет финишную шпаклёвку, которой выравнивалась поверхность. Когда трещины раскроются, в них будет виден нижний цветной слой, что смотрится очень красиво.

Имитация фактур натуральных материалов

Стилизация стен под старину, может быть выполнена не только как имитация старинной растрескавшейся штукатурки. Это может быть и модный ныне декор «арт-бетон», который выполняется не только на бетонном, но и на любом другом – даже деревянном, основании.

Изготовители венецианских штукатурок  так же предлагают свои варианты стилизации поверхности стен под кожу, шёлк, велюр, природный камень. Для получения этих эффектов, в комплект к текстурной смеси приобретаются адгезионные грунты, лессирующие краски или воски, финиш-лаки. И только декоративные добавки, определяющие цвет будущего покрытия, заказчик подбирает по своему усмотрению.

Вариант модного дизайна: оштукатуривание стен «под бетон»

Вариант модного дизайна: оштукатуривание стен «под бетон»

Ну а технология нанесения штукатурки – это не тайна за семью печатями. Ориентируйтесь на прилагаемую к материалу инструкцию. А ещё лучше, наберите в поисковой строке «декоративная штукатурка: способы нанесения видео», и вы найдёте массу обучающих роликов, которые помогут вам сделать нечто подобное у себя дома.

Создание рельефов механическим способом

Многие виды декоративных штукатурок, наносятся на выровненную поверхность максимум в три слоя. Слоёв бывает два, или даже один — но это уже зависит от техники, применяемой для их обработки. Есть техники обработки затвердевшей стяжки, которые чаще применяют при отделке фасадов.

  • При отделке внутренних стен, рельеф наносится на стяжку, пребывающую в пластичном состоянии. Схватывание растворов, предназначенных для декоративного оштукатуривания, замедляется путём добавления в их состав модифицирующих присадок, что даёт время для нанесения рисунка. Нанесение и обработка слоёв выполняется не сразу по всей площади стены, а небольшими фрагментами.
Фактура, выполненная зубчатым инструментом

Фактура, выполненная зубчатым инструментом

  • Такой рельеф, который представлен на фото в качестве примера, выполняется вручную, каким-либо зубчатым приспособлением, в роли которого может выступить даже обыкновенная расчёска. А благородный медный оттенок и блеск, данному покрытию придали с помощью декоративных добавок.
  • Вообще, для нанесения абстрактного рельефа на пластичную стяжку, можно применять какие угодно подручные предметы: сетчатую мочалку, крупнопористую губку, малярную кисть или металлическую щётку. Если же вам хочется, чтобы на поверхности был не абстрактный рельеф, а чёткий орнамент, придётся приобрести специальный инструмент: фигурный валик, либо силиконовый штамп.
Подобный рельеф можно получить благодаря мятому целлофану

Подобный рельеф можно получить благодаря мятому целлофану

  • Не все штукатурки наносятся ручным способом. Есть и такие варианты, которые ориентированы на механическое нанесение — например: двухцветное декоративное покрытие «Волна», из серии Optimist-Elite. Смесь имеет консистенцию, уже готовую к нанесению. Так как в покрытии сочетают два цвета, подготовку смесей производят в двух емкостях, добавляя в растворы концентрированную колеровочную пасту и тщательно перемешивая миксером.
  • Нанесение колерованного материала на стены, производится хоппером поочерёдно. Сначала наносят точечно раствор одного цвета. Полученный рисунок при этом, будет зависеть от диаметра сопла, установленного на хоппер, а так же выставленного на нём давления. Раствор другого цвета идёт на второй слой, который можно наносить сразу, не дожидаясь высыхания первого. Через сутки декор высыхает, и покрывается финишным лаком.

По большому счёту, это самый простой способ нанесения декоративной штукатурки – её даже не нужно разравнивать на поверхности. Тут главное, чтобы основание было хорошо подготовлено: должным образом выровнено стартовой и финишной штукатуркой, и обработано грунтовкой глубокого проникновения.

Сложная обработка накрывочных слоёв

Всё, о чём рассказывалось в предыдущей главе, выглядит довольно просто, и по большому счёту, рассчитано на самостоятельную работу. Создание простого рельефа порой не требует от исполнителя особого умения. Но, как вы понимаете, рисунок рисунку рознь, и есть такие техники его создания, которые простыми никак не назовёшь.

  • В первую очередь, это декор, выполняемый в технике сграффито. Её применяют для получения сложных многоцветных орнаментов, которые могут быть либо заглублёнными, либо объёмными (набивными). Первый вариант более прост, и вы можете попробовать сделать небольшой фрагмент самостоятельно.
Панно на стене, выполненное в технике сграффито

Панно на стене, выполненное в технике сграффито

  • Если умеете рисовать – хорошо, не умеете — воспользуйтесь трафаретом. На поверхность, которая оштукатурена в два разноцветных слоя, контур рисунка с трафарета можно перенести иголкой. Верхний слой по контуру изображения снимают специальным инструментом, похожим на хирургический скальпель, при этом под ним проявляется цветное изображение. Самый простой вариант такого дизайна – это имитация кирпичной кладки.
  • Для выполнения набивного рисунка (см. Рисунки декоративной штукатурки: как сделать) может быть нанесено до пяти слоёв, на каждом из которых выполняется свой фрагмент рисунка. Для этого требуется очень большое мастерство, и пытаться научиться сделать нечто подобное без профессиональных мастер-классов невозможно.
Художественное изображение на венецианской штукатурке

Художественное изображение на венецианской штукатурке

Не менее сложным является и нанесение на штукатурку художественного изображения. Тут уже трафарет не поможет. Мастер, выполняющий работу, должен уметь не только придумать композицию и нанести её на стену, но и точно передать все тона и полутона – как на настоящей картине.

Именно с таких настенных панно, называемых в древности фресками, и взяли своё начало современные венецианские штукатурки.





А что вы думаете?

Извините, комментариев не найдено.

Оставить комментарий

Имя:
E-mail: