Итоги DIY-рынка 2018 года


Давайте сначала поговорим о ключевом событии для участников российского DIY-рынка. Именно оно во многом определило и анонсировало, с какими результатами подойдут крупнейшие игроки к концу 2018 года. Это двухдневный отраслевой бизнес-форум, на котором встретились представители ретейлеров и производителей стройматериалов, товаров для ремонта, домашнего обихода и сада. Проходил он в конце мая уже в 12-й раз.

Итоги DIY-рынка 2018 года

Отраслевой форум ритейлеров

Московский DIY&Household Retail в 2018 году стал пространством для обмена мнениями и прогнозами более 40 спикеров и 400 слушателей, в их числе коммерческие, генеральные и исполнительные директора таких гигантов отрасли, как «Твой Дом», СТД «Петрович», «Строительный двор», «220 Вольт», Hoff, «Леруа Мерлен», и авторитетные аналитики. Такое мероприятие не имеет аналогов в нашей стране.

Обсуждались как достигнутые результаты, так и надвигающиеся тенденции, и назревшие проблемы. Высказывались прогнозы на развитие тех или иных каналов продаж и способы сохранения лояльности покупателей. В противовес статическим данным, приведенным ниже, представители DIY-сетей назвали основополагающим фактором уровень сервиса и учет пожеланий клиента, а не ценовую политику.

Рынок вышел на докризисный уровень

Информационное агентство INFOline обнародовало результаты исследования российского DIY-рынка за прошедший год. Изучались розничная торговля строительно-ремонтными товарами, и мебелью, а также в сегменте houshold. Согласно опубликованным результатам, оборот увеличился до 1,5-2 триллионов рублей (по разным оценкам), что превосходит итоги 2017 года более, чем на 7%.

Это значит, что ситуация на рынке стабилизировалась и вышла на тот же уровень, что наблюдался до кризиса 2015-2016 гг. Этому немало поспособствовал потребительский отложенный спрос и продажный бум в сфере недвижимости, обусловленный доступностью ипотечного кредитования. Сниженная ставка рефинансирования позволяет оформлять кредиты на жилье большему числу потенциальных покупателей как на первичном рынке, так и на готовые квартиры – около половины объектов недвижимости в России сейчас приобретаются с использованием заемных средств.

А товары для ремонта, отделки и для дома понадобятся новоселам в любом случае. Специфика закупок в том, что обладатели значительных долгов перед банком стремятся максимально сократить расходы на обустройство в купленном жилье, и задача DIY-ритейлеров – сформировать доступные по цене решения.

Лидеры и потери на рынке

К концу 2018 года позиции в тройке лидеров рынка остались неизменными. Первое место продолжает удерживать сеть Leroy Merlin. Более того, ритейлер из Франции за прошедший год упрочил свое положение увеличением доли с 19% до 21% по сравнению с предыдущим. Исследователи рынка отмечают, что в уходе из России «К-рауты» (которую и купила Leroy Merlin) и Castorama (которая покинула рынок, не добившись лидерства), этот фактор сыграл не последнюю роль.

Второе и третье места принадлежат соответственно отечественной сети СТД «Петрович», прочно обосновавшейся в тройке сильнейших всего 2-3 года назад, и немецкому ритейлеру OBI, который пребывает на лидерских позициях в России довольно давно. Признание СТД «Петрович» подтверждает, кстати, не только устойчиво росший в 2018 оборот, но и получение престижной премии DIY& Household Awards, каждый год вручаемой лучшим в этой отрасли, одновременно в нескольких номинациях.

Эксперты о прошедшем годе и будущем отрасли

По мнению редактора онлайн-журнала для бизнеса о торговой и коммерческой недвижимости и ритейле «МаркетМедиа» Амеры Карлос, крупные сети в прошедшем году снизили темпы расширения и увеличения покрытия. Зато 2018 ознаменовался сосредоточением на совершенствовании имеющихся объектов. Сразу оговоримся, что прогнозы на текущий год, напротив, полны анонсов открытий торговых точек. Например, лидирующий Leroy Merlin добавит к действующим 90 магазинам еще 22 новых.

Как отметил генеральный директор INFOline Иван Федяков, в 2018 году рынок DIY развивался в соответствии с общими тенденциями рознично- торговой сферы. Потребительское поведение характеризовалось увеличением трат по сравнению с тремя предыдущими годами. Хотя на первый план и вышли сравнение цен и влияние скидок и промоакций на принятие решения о покупке. Переход от спонтанных приобретений к рационализации потребления распространился на группы разного материального положения.

Поскольку население было осведомлено о грядущем повышении НДС и последующем росте цен, вторая половина прошлого года стала периодом восстановления устойчивого спроса на товары длительного пользования. При чем покупки совершались как за счет собственных средств, так и заемных – путем оформления потребительских кредитов.

Сочетание торговли в Интернете и физических магазинах, называемое омниканальностью, показало себя успешной стратегией, поэтому к развитию в этом направлении стремились в минувшем году все крупные ретейлеры. За счет активной деятельности online-канала трех сотен DIY-сетей и более сотни интернет-магазинов с товарами для дома интернет-продажи в этом сегменте выросли на треть.

Важным шагом к популяризации онлайн-покупок стало создание и продвижение ретейлерами собственных мобильных приложений. В них продается уже порядка 16% всех товаров для строительства, отделки, домашнего обихода и мебели в России через Интернет.

DIY-ретейлеры в 2018 году уделили много внимания продажам в секторе b2b и сделали ставку на увеличение в ассортименте доли продукции собственных торговых марок.

В избранное
Добавить комментарий

 

Подписывайтесь
Подпишитесь на нашу ежемесячную рассылку и будьте в курсе всех модных трендов в ремонте