Фреска


Фреска – это живопись по сырой штукатурке. Так дословно переводится термин с итальянского. Эта техника настенной живописи появилась еще в период Крито-Микенской культуры. Нельзя назвать точную дату появления фрески, первое изображение датируется 2 тыс. до н.э. В статье рассмотрим, что такое фрески и какие разновидности бывают.

Особенности техники

Изображение наносится пигментами по сырому грунту. При высыхании появляется тонкая прозрачная плёнка кальция (накипи), закрепляющая краски. Такая техника обеспечивает работам долговечность и является основной для стенных росписей. Штукатурка делится на 2 типа:

  1. Грунтовка – состоит из гашёной извести и минеральных наполнителей в соотношении один к двум. В качестве последнего выступают дроблёный кирпич, известковый порошок или кварцевый песок. Чтобы результат работы не разрушили трещины, в грунт добавляют добавки органического происхождения: солому, лён, пеньку.
  2. Штукатурка – смесь тончайшей мраморной пыли с мелким песком.

Не любая краска подходит для работы с фреской. Пригодны лишь те, которые не вступают в соединение с известью. В палитре применяются натуральные пигменты, марсы, кобальт. Пользуются спросом и искусственные краски.

Сложность работы над фреской создается тем, что:

  • писать ее нужно быстро, пока не схватилась основа,
  • исправить ранее сделанную роспись нельзя.

За день мастер может расписать 3-4 кв.м. При нанесении свежего грунта на соседний участок, виднеется «дневной шов». После окончания работы поверхность подсыхает, краски становятся чуть бледнее.

Фреска — древнейшее искусство росписи стен по мокрой штукатурке

Подготовительные работы

Для создания произведения искусства, художнику требуются не только материалы и вдохновение. Чтобы результат работы радовал глаз несколько веков, требуется серьезная подготовка. Этапы напрямую влияют на качество будущего изображения.

  1. Формирование окончательной композиции.
    В процессе нанесения изображения по мокрой штукатурке дописать что-либо или исправить не представляется возможным. Полёт фантазии мастера останавливается на этапе создания композиции.
  2. Выполнение эскиза и этюдов.
    После выражения идеи в законченную композицию, приходит время для набросков. В эскиз вносятся детали. Такие этюды позволяют «набить руку», наносить изображение быстро и безошибочно. Исключить погрешности при работе над фреской уже на сырой основе.
  3. Картон-трафарет.
    Вспомогательный рисунок точно воспроизводит задуманное изображение. Трафарет выполняется в масштабе 1:1 в соответствии с эскизом и размещается на месте будущей картины. Этот этап нужен для того, чтобы внести своевременные поправки. Планируемое изображение может быть слишком большое или очень маленькое, сочетаются ли интерьеры помещения с оттенками фрески.
  4. Деление фрески на фрагменты.
    Если изображение невозможно выполнить за один день, его делят на фрагменты. Швы устраивают там, где они менее заметны.
  5. Перенесение контуров на поверхность.
    Контуры разделенного рисунка переносят на грунт двумя способами. Отличие их заключается в том, есть ли необходимость сохранять картон. Когда сохранить картон цель не ставится, трафарет разрезают на отдельные элементы. Выкройки используют в работе по мере необходимости. Фрагменты трафарета показывают какую площадь нужно грунтовать и какой объем работы надо выполнить в течение дня. Если картон надо сберечь для истории, с него снимают копию (кальку).
  6. Подготовка пигментов.
    Для получения определенного оттенка пигменты смешивают в сухом виде. Накануне выясняют какое количество воды и пигментов необходимо для выполнения всей работы. Порошковую краску замешивают с водой в количестве, необходимому на одну смену. Готовят только те цвета, которые потребуются днем на проработку фрагмента.
  7. Подготовка основания.
    За день до начала работы нужный участок грунта смачивают водой. Затем покрывают раствором послойно по 3-5 мм каждый, отделывают поверхность затиркой. На следующий день расписывают.
    Фрески – древнейшее искусство росписи стен по мокрой штукатурке. Рассмотрим, каково назначение стенных росписей. Декорирование вертикальных поверхностей стен и демонстрация мастерства автора.

Для владения техникой необходим незаурядный талант и высокая скорость письма. Стенная живопись долговечна, если перед нанесением поверхность очистили и зашкурили, после нанесения пигмента образовалась прозрачная корка. Тогда изображение имеет прочное сцепление с поверхностью стены, и разрушить его сможет только сырость или химическое воздействие.

В избранное
Подписывайтесь
Подпишитесь на нашу ежемесячную рассылку и будьте в курсе всех модных трендов в ремонте