Фреска
Фреска – это живопись по сырой штукатурке. Так дословно переводится термин с итальянского. Эта техника настенной живописи появилась еще в период Крито-Микенской культуры. Нельзя назвать точную дату появления фрески, первое изображение датируется 2 тыс. до н.э. В статье рассмотрим, что такое фрески и какие разновидности бывают.
Особенности техники
Изображение наносится пигментами по сырому грунту. При высыхании появляется тонкая прозрачная плёнка кальция (накипи), закрепляющая краски. Такая техника обеспечивает работам долговечность и является основной для стенных росписей. Штукатурка делится на 2 типа:
- Грунтовка – состоит из гашёной извести и минеральных наполнителей в соотношении один к двум. В качестве последнего выступают дроблёный кирпич, известковый порошок или кварцевый песок. Чтобы результат работы не разрушили трещины, в грунт добавляют добавки органического происхождения: солому, лён, пеньку.
- Штукатурка – смесь тончайшей мраморной пыли с мелким песком.
Не любая краска подходит для работы с фреской. Пригодны лишь те, которые не вступают в соединение с известью. В палитре применяются натуральные пигменты, марсы, кобальт. Пользуются спросом и искусственные краски.
Сложность работы над фреской создается тем, что:
- писать ее нужно быстро, пока не схватилась основа,
- исправить ранее сделанную роспись нельзя.
За день мастер может расписать 3-4 кв.м. При нанесении свежего грунта на соседний участок, виднеется «дневной шов». После окончания работы поверхность подсыхает, краски становятся чуть бледнее.
Подготовительные работы
Для создания произведения искусства, художнику требуются не только материалы и вдохновение. Чтобы результат работы радовал глаз несколько веков, требуется серьезная подготовка. Этапы напрямую влияют на качество будущего изображения.
- Формирование окончательной композиции.
В процессе нанесения изображения по мокрой штукатурке дописать что-либо или исправить не представляется возможным. Полёт фантазии мастера останавливается на этапе создания композиции. - Выполнение эскиза и этюдов.
После выражения идеи в законченную композицию, приходит время для набросков. В эскиз вносятся детали. Такие этюды позволяют «набить руку», наносить изображение быстро и безошибочно. Исключить погрешности при работе над фреской уже на сырой основе. - Картон-трафарет.
Вспомогательный рисунок точно воспроизводит задуманное изображение. Трафарет выполняется в масштабе 1:1 в соответствии с эскизом и размещается на месте будущей картины. Этот этап нужен для того, чтобы внести своевременные поправки. Планируемое изображение может быть слишком большое или очень маленькое, сочетаются ли интерьеры помещения с оттенками фрески. - Деление фрески на фрагменты.
Если изображение невозможно выполнить за один день, его делят на фрагменты. Швы устраивают там, где они менее заметны. - Перенесение контуров на поверхность.
Контуры разделенного рисунка переносят на грунт двумя способами. Отличие их заключается в том, есть ли необходимость сохранять картон. Когда сохранить картон цель не ставится, трафарет разрезают на отдельные элементы. Выкройки используют в работе по мере необходимости. Фрагменты трафарета показывают какую площадь нужно грунтовать и какой объем работы надо выполнить в течение дня. Если картон надо сберечь для истории, с него снимают копию (кальку). - Подготовка пигментов.
Для получения определенного оттенка пигменты смешивают в сухом виде. Накануне выясняют какое количество воды и пигментов необходимо для выполнения всей работы. Порошковую краску замешивают с водой в количестве, необходимому на одну смену. Готовят только те цвета, которые потребуются днем на проработку фрагмента. - Подготовка основания.
За день до начала работы нужный участок грунта смачивают водой. Затем покрывают раствором послойно по 3-5 мм каждый, отделывают поверхность затиркой. На следующий день расписывают.
Фрески – древнейшее искусство росписи стен по мокрой штукатурке. Рассмотрим, каково назначение стенных росписей. Декорирование вертикальных поверхностей стен и демонстрация мастерства автора.
Для владения техникой необходим незаурядный талант и высокая скорость письма. Стенная живопись долговечна, если перед нанесением поверхность очистили и зашкурили, после нанесения пигмента образовалась прозрачная корка. Тогда изображение имеет прочное сцепление с поверхностью стены, и разрушить его сможет только сырость или химическое воздействие.